г. Москва, ул. Енисейская, д. 14
г. Москва, ул. Енисейская, д. 14

Исповедь

Исповедь

Покаяние (исповедь) - Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т.е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Исповедь совершается в храме во время или после богослужения. О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ В Евангелии есть такие слова: «Покайтесь, ибо приблизи- лось Царство Небесное». В этих словах – суть Евангельского учения. Господь Иисус Христос призывает всех войти в Свое Царство. Но для этого нужно сначала очистить душу от греха. Не надо думать, что Царство Божие находится где-то в бесконечно далеком от нас «потустороннем» мире. Или что оно ожидает праведников лишь в «загробной жизни», о которой мы ничего не знаем. Царство Божие ближе, чем мы думаем. Оно здесь, рядом. И покаяние – это дверь в Царство Небесное. Очистить свою душу от греха – большой труд. Сам, один, человек не может с этим справиться. «Самосовершенствоваться» без помощи Божией – это все равно что пытаться самому себя вытащить за волосы из болота. Медлить нельзя! Греховная грязь въелась в душу, исказила, испортила, изуродовала ее, сделала смертельно больной. И грешник непременно погибнет, если Бог не исцелит его от греха. Только нужно, чтобы человек сам захотел этого. Бог не спасает против воли. Для тех, кто твердо решил отказаться от греха и обратиться к Богу, Церковь установила Таинство Покаяния. Если человек исповедует свой грех перед Господом, искренне покается в содеянном и даст обещание больше этого греха не повторять, то Бог простит его, как бы ни было страшно его преступление. Бог не хочет смерти грешника. Он ждет его исправления. Иногда неверующие говорят о христианах: «Хорошо устроились – так можно всю жизнь грешить и каяться, а потом снова грешить и снова каяться...» Хочется спросить этих людей: а они-то сами пробовали так жить? Смысл покаяния в том, чтобы совершенно измениться, чтобы умереть для греха и сделаться достойным Царства Небесного. Бывает, что человек фазу избавляется от греха, а бывает, конечно, и по-другому. Тяжелая болезнь не всегда может быть излечена в один миг. Господь прощает грех, но в душе остается след от него: дурная привычка, злая воля самого человека. В этом случае покаяние превращается в длительный процесс. Духовная жизнь, жизнь с Богом – это подвиг, который требует мужества, терпения и смирения. Если человек будет верен Богу, то получит от Него благодатную силу на совершение этого подвига, награда за который – Царство Небесное. С чего же начать? Для того чтобы покаяться, надо прежде всего увидеть свои грехи. На исповеди каждый должен сам сказать, в чем он грешен. Есть такая болезнь, когда человек не чувствует боли. Если ему нанесут рану – даже смертельную – он, может быть, даже не почувствует этого. Душа грешника вся покрыта страшными язвами. Но часто бывает, что он этого не замечает. Ему не больно! Его душа привыкла к греху и потеряла всякую чувствительность. Она стала твердой, как камень. Такое со- стояние души называется окамененным нечувствием. Этой болезнью страдают в той или иной степени все грешники. Поэтому, когда готовишься к исповеди, надо молиться Богу, чтобы он научил тебя видеть твои душевные язвы. Надо обязательно прочесть Евангелие, надо вспомнить всю свою жизнь и спросить себя: так ли я жил и живу, как учит Господь Иисус Христос? Тому, кто исповедовался в последний раз давно или не делал этого еще никогда, лучше прийти на исповедь в будни, когда в храме не так много людей и у священника есть возможность побеседовать с ним подробно. Нельзя начинать духовную жизнь с так называемой «общей исповеди», которая заключается в том, что священник сам перечисляет грехи, а потом все молча подходят к нему, чтобы получить прощение. Это исповедь неполная, неправильная. Если человек до сих пор «исповедовался» только так, то ему надо заново покаяться во всех грехах на настоящей исповеди. Как совершается Таинство Покаяния? Сначала священник выносит из алтаря Крест и Евангелие и кладет их на аналой. Это знак присутствия Божия. Покаяние принимает Сам Господь, а священник – только свидетель. Затем священник читает особые молитвы, в которых просит Бога, чтобы Он помог грешникам покаяться и простил им грехи. Потом исповедники по одному подходят к священнику и каются перед Богом в своих грехах. На исповеди ничего нельзя скрывать – от Бога нам все равно не утаить своих дел и мыслей. Нельзя оправдываться и свали- вать вину на других. Исповедь – это суд над собой. Если человек сам себя осудит, то Бог его простит. А если он сам себя простит, то Бог его осудит. Не нужно стесняться священника, бояться, что он будет плохо относиться к тебе, если узнает все твои грехи. У священника большую любовь и сострадание вызывает не тот, кто скрывает свои грехи, а тот, кто без утайки, с сокрушением сердца называет все, в чем согрешил перед Богом. Священник на исповеди обращает внимание не на безобразие и гнусность грехов, а на желание исправиться, стать лучше и чище. Часто принимая исповедь, священники лучше других знают, что в каждом человеке действуют одни и те же греховные страсти в разных формах и в разной степени. Не нужно бояться, что от священника о твоих грехах узнает кто-то еще. Священник хранит тайну исповеди, если он нарушит ее, то лишится благодати священства. Часто бывает, что какая-нибудь старушка подойдет к батюшке и скажет: «Грешна во всем». Это не исповедь! Надо обязательно назвать свои грехи. И что значит «во всем”? Разве эта старушка пьет, курит и грабит людей на улице? Нужно быть очень внимательным к себе, чтобы не уйти неисцеленным из духовной больницы, которую Господь устроил для нашего спасения. Когда кающийся заканчивает свою исповедь, он обычно опускается на колени и священник накрывает его склоненную голову епитрахилью. Епитрахиль – это часть священнического облачения, широкая двойная лента, которая символизирует благодать Божию. При этом священник молится о том, чтобы Господь простил грешника и принял его в Свою Церковь. В конце молитвы священник творит крестное знамение на голове кающегося. Потом надо поцеловать Крест и Евангелие в знак верности Христу и Его Церкви. Так начинается для того, кто искренне покаялся, новая жизнь. Бог простил его, очистил и сделал членом Церкви – Своего народа. Но в полной мере соединение со Христом и Святой Церковью совершается в Таинстве Евхаристии (Святого Причащения). После исповеди священник благословит прощенного грешника и скажет, можно ли ему причаститься Святых Христовых Тайн. Чтобы легче было подготовиться к Таинству Исповеди, приведем некоторые грехи, встречающиеся на пути жизни человека. Аборт Аборт – это убийство. Это худшее из убийств, потому что жертва его – беззащитное дитя, а убийца – родная мать. Некоторые думают, что младенец во чреве – еще не чело- век, что он будто бы всего лишь часть материнского организма. Это неправда! С момента зачатия ребенок имеет свое собственное маленькое тело и свою душу. Он – человек, только еще не вполне развившийся и не родившийся на свет. Пройдет время, и он родится и вырастет, если только мать еще до рождения не приговорит его к смерти. Иногда матери-убийцы, оправдывая себя, говорят, что у младенца, который еще не родился, нет души, потому что нет сознания. Но во-первых, разве тело без души может жить, расти и развиваться? во-вторых, наука доказала, что уже с первых недель своей жизни младенец во чреве матери обладает сознанием. Он может радоваться и огорчаться. А когда его хотят убить – он понимает это. Он даже пытается кричать. В Америке при помощи ультразвука сняли фильм об абортах, который так и называется «Безмолвный крик». Нигде в мире не делается столько абортов, сколько в России. Количество детей, убитых русскими матерями, значительно превышает число жертв Второй мировой войны. И ничто не может служить оправданием: ни маленькая квартира, ни муж пьяница, ни отсутствие мужа, ни бедность, ни совет врача. Если преступник на суде скажет, что он убил человека, потому что у него маленькая квартира, неужели его оправдают? Бог вверяет матери жизнь ребенка, и она будет отвечать перед Ним. Неужели мать-убийца думает оправдаться на Страшном Суде Божием, сказав: «Я убила свое дитя, потому что мне так сказали врачи» или «потому что сейчас трудное время”? Отвечать перед Богом будет не только мать, но и отец ребенка, позволивший совершить убийство, или – хуже того – настоявший на этом. Будут отвечать и врачи, сделавшие детоубийство своей профессией, – циники, для которых нет ничего святого. Виновны в убийстве и те, кто посоветовал сделать аборт. Но виновнее всех мать, потому что без ее согласия убийство не совершилось бы. По справедливости она заслужила вечную гибель. Но по милости Божией ей может быть прощен этот страшный грех, если она покается и от всего сердца обратится к Богу с мольбой о прощении. Остается добавить, что грехом являются не только аборты, но и попытки принять меры против зачатия ребенка. Рождение детей нельзя «планировать». Ребенка дает Бог, и отец с матерью не вправе решать, жить ему или не жить. Блуд Сейчас многие не считают блуд грехом. Одни говорят: «Мы любим друг друга – что ж тут такого?» А другие говорят: «Все естественно». Но разве это любовь, разве это естественно, если чужие люди вступают в такие отношения, которые возможны только между мужем и женой? Разве это любовь, когда мужчина и женщина соединяются в нечистой страсти? Бог сотворил мужчину и женщину для любви чистой и достойной: «Посему да оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Если вы действительно любите друг друга, то вам нужно пожениться. А если вы не решаетесь этого сделать – значит, вы не уверены в своей любви. Выходит, вами руководит что-то другое. Что? – блудная страсть, похоть. Некоторые скажут: «Какая разница – в браке или вне брака? Суть-то одна...» Нет, не одна. Брак – это общая жизнь, общий труд, общие страдания, общее служение Богу. А блуд – это удовлетворение своей страсти, стремление получить от другого побольше удовольствия, не давая никаких обязательств, не связывая себя ничем. Это не любовь – когда каждый за себя. Такая «любовь» рано или поздно проходит, наступает пресыщение, и хочется уже новой «любви». Есть люди, которые утверждают, что в этом заключается свобода. Но какая же это свобода, если ты не можешь противиться своей страсти? Ты раб, ты не принадлежишь себе. Твой хозяин – грех. Блуд – это смертный грех, как и убийство. Блудник убивает любовь, уподобляет себя животному, оскорбляя образ Божий в себе. Есть еще одна разновидность блуда – различные извращения. Кто когда-нибудь участвовал в этом, тот должен поскорее очиститься от этой грязи покаянием. Читать так называемую «эротическую» литературу, «учебники» по сексу, смотреть непристойные фильмы и т. п. – это тоже грех. Прелюбодеяние Почему мы называем семью малой Церковью? Потому что в семье людей соединяет любовь. Бог есть любовь, и если люди любят друг друга, то Он посреди них. Брак между мужчиной и женщиной – это союз любви, за- ключенный перед Богом и людьми. Раньше их было двое, а теперь они вместе составляют одно. Изменить этому союзу – это страшный грех, который называется прелюбодеянием (преступлением против любви). Иногда тому, кто совершает этот грех, кажется, что он нашел новую любовь – выше и лучше прежней. Но это не любовь, а греховное страстное влечение. Любовь никогда не бывает причиной горя и разрушений. Прелюбодеяние – это преступление против Бога, соединившего мужа и жену любовью в одно целое. Раздражительность и гневливость В раздражении или в гневе человек не помнит себя. Его сознание омрачается, и он легко может причинить зло другому человеку – тому, на которого он гневается. Он может сорвать зло и на ком-то, кто здесь совершенно не при чем, или на неодушевленных предметах. Он может нагрубить, обидеть, ударить. Потом, когда гнев пройдет, человек сам удивится – как он мог так себя вести. Ведь он же не такой на самом деле: не злой, не грубый, не хулиган... Почему же так случилось? Потому что этот человек подвержен страсти гнева. Гнев, раздражение – это вспышка злобы и ненависти. Кто-то, может быть, думает, что в этом нет ничего страшного – ведь огонь этот быстро гаснет... Гаснет он быстро, это верно, но он опаляет душу. Молния тоже вспыхивает лишь на одно мгнове- ние, а сколько бед может быть от нее! Если родители гневаются на своего ребенка, если жена раз- дражается на мужа, а брат на брата – к чему это все приведет? Нам иногда кажется, что причина нашего раздражения в ком- то другом. Мы, мол, гневаемся справедливо. Это неправда. Мы гневаемся и раздражаемся не потому, что кто-то поступил неправильно, а потому что мы гневливы и раздражительны. Даже если гневливый человек будет жить вдали от людей, он найдет, на что гневаться. Может быть, его будут раздражать окружающие предметы, деревья, птицы, мухи, погода. Причина коренится в нем самом. Эта причина – неустройство души. В душе совершенной, исполненной любви, нет места для беса гнева. Осуждение Судить людей может только один Бог. Если кто-то совершил плохой поступок, не осуждай этого человека. Ты ведь не знаешь, почему он так сделал. Может быть, у него не было дурного намерения. Или он уже понял свою ошибку, покаялся в грехе, и Бог простил его. Если Бог простил, а ты не прощаешь, то получается, что ты идешь против Бога. Чужие грехи – не твое дело. Подумай лучше о своих грехах. Христос говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Надо помнить, что когда один человек согрешил, а другой осудил его, то грех переходит на того, кто осуждает. Так что на суде Божием к твоим собственным грехам присоединится еще и чужой грех. В Евангелии есть слова: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то про- стит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит Вам согрешений ваших». Это значит, что Бог строже спросит с тех, кто привык осуждать других. И даже если человек уже покаялся во всех своих грехах, а потом впал в грех осуждения, то Господь может вспомнить его прежние, уже прощенные грехи. Обращение за помощью к колдунам, «бабкам», экстрасенсам, гипнотизерам и иным служителям сатаны В последнее время появилось великое множество людей, обладающих сверхъестественными способностями: экстрасенсов, гипнотизеров, «ясновидящих» и т. п. Некоторые из них, не стесняясь, прямо называют себя колдунами или ведьмами. Но чаще всего их именуют просто «целители». Наивные люди обращаются к ним за помощью, не задумываясь о природе их необыкновенного дара. Сам по себе человек не может прикосновением руки исце- лить больного или видеть насквозь, как рентген. Значит, они откуда-то получают эти способности. Откуда? Ученые этого пока, не знают... Скажите, стали бы вы, например, принимать лекарство, про которое ученые сказали бы, что им не известно, из чего оно сделано? Православная Церковь знает, что сила этих людей не от Бога, а от бесов. «Как же так? – скажут некоторые. – Они ведь людям помогают, исцеляют их от болезней. Разве бесы могут творить добро?» Нет, бесы не творят добра. Они отнимают свободу у челове- ка, заставляя его подчиниться воле гипнотизера, и в конце концов доводят его до сумасшествия или даже до самоубийства. Они лечат какую-то болезнь, направляя на это все защитные силы человеческого организма, и потому часто бывает, что вскоре после такого «исцеления» человек умирает от другой болезни. Они могут, «перераспределяя» энергию, вылечить одного человека за счет другого. Например: мать выздоровеет, а ребенок ее тяжело заболеет. Но самое страшное – не это. Хуже всего, что они делают людей эгоистами, все мысли которых – о себе, о своем здоровье. Бывает, что человек с их помощью действительно выздоравливает. Но верно ли утверждение, что для человека самое главное – здоровье? Причина болезни – грех. Грех есть болезнь души, и лечить надо сперва душу, а потом тело. Потому что тело все равно умрет, как ни лечи его, а душа пойдет на суд Божий. Господь Иисус Христос, прежде чем исцелить расслабленного, сказал: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Какая польза человеку, если он будет здоров телом, а душа его при этом останется больной и погибнет? Вот какое «добро» делают бесы. «Тебе не нужно каяться в грехах, – нашептывает бес человеку, – не нужно трудиться. Доверься мне, и я исцелю тебя...» Не слушай его! Он хочет твоей смерти. Среди модных «целителей» есть люди, которые сами не понимают, что они делают, а есть такие, кто прекрасно знает, откуда они берут свою силу и сознательно служат сатане. Все они сами о себе говорят, что они добрые. Не верь им! Неужели ты хочешь избавиться от боли ценой своей души? Ты готов отказаться от Бога и поклониться сатане только потому, что не хочешь немного потерпеть... Как же ты будешь терпеть вечную муку, на которую обрекаешь свою душу? Тем, кто когда-нибудь лечился у экстрасенсов, гипнотизеров, колдунов, «бабок», кто пил заговоренную или «заряженную» воду, надо обязательно покаяться в этих грехах на исповеди. Уныние Когда человек унывает, он видит мир искаженно. Ему кажется, будто все в мире плохо, и все вокруг плохие, и сам он так плох, что нет ему никакой надежды на спасение. Уныние, как безумие, овладевает душой человека, и в ней уже нет места для любви, для молитвы, для сострадания. Унывающий человек думает только о себе, жалеет себя, плачет о себе. А бесы, глядя на него, радуются, потому что этот человек уже почти совсем в их власти. Теперь они будут стараться довести его до полного отчаяния, а может быть – до самоубийства. И если человек вовремя не опомнится, то он может погибнуть. А начинается с малого: с мелких обид, житейских огорчений. Бывает, что человек впадает в уныние от своих грехов, от сознания собственного несовершенства, от душевного неустройства. Уныние – это ложное состояние, это бесовское действие в душе. На самом деле у человека нет причин унывать. Он живет в сотворенном Богом мире. Бог любит его, и если посылает ему какие-то испытания, то для его же пользы. А если человек согрешил, то он может покаяться, и Господь простит его. Грех – не причина для уныния. Пребывая в унынии, человек не может исправиться – его душа находится как бы в параличе, в омертвении. Это очень опасно. Это может привести к духовной смерти. Унынию нужно противопоставить благодарность Богу. Надо поскорее взять себя в руки и обратиться к Нему с покаянием и молитвой. Тогда с Божией помощью бес уныния будет побежден. Обида Не все знают, что обижаться грешно. И вообще: как не обидеться, когда обижают? Обида – это обман, это бесовское внушение. Чего только не придумают бесы для того, чтобы помешать людям любить друг друга... Тебе кажется, что тебя обидели: сделали или сказали что-то плохое. Но разве ты можешь заглянуть в душу другого человека? Разве ты можешь с уверенностью сказать, что он сделал это нарочно, потому что желает тебе зла? Скорее всего, он не хотел сделать ничего плохого. Просто – так получилось. Или он чего-то не понял, или ты чегото не понял. И даже если тебя обидели нарочно, все равно не надо обижаться. Когда ты обижен на другого человека, ты его не любишь. У тебя в душе поселяется злое чувство. А вот если кто-то обиделся на тебя, то в этом виноват, конечно, ты сам. Знаешь, в чем твоя вина? В том, что ты послушался беса, который внушил тебе злую мысль обидеть другого. Правда, может быть, у тебя это вышло нечаянно. Значит, ты был неосторожен и позволил бесу действовать через тебя. Возможно, кто-то спросит: «Почему же существует такая разница между мною и другим? Почему в самом себе я дол- жен видеть только плохое, а в другом – только хорошее?» На этот вопрос легко ответить: Бог дал нам заповедь о любви, а любовь – это когда почитаешь другого выше себя. Мечтательность Неужели мечтать – это грех? Нам с детства твердили, что каждый должен иметь свою мечту и стремиться осуществить ее. Должен же человек во что-то верить... Должен. Но не в мечту, не в выдумку, а в Истину. Истина – это Бог. И Бог устраивает нашу жизнь наилучшим для нас образом. Мы живем в реальном мире. Реальность – это то, что дано нам всем от Бога. Мечта, наоборот, у каждого своя. Допустим, Ивану и Петру очень нравится дом, в котором живет Василий, и каждый из них мечтает сам там поселиться. Что же будет, если они захотят свои мечты осуществить? Сначала они вместе выгонят Василия из дома, а потом подерутся между собой. Можно привести примеры из русской истории. Вот, скажем, Борис Годунов мечтал стать царем и подослал убийцу к царевичу Димитрию. «Кремлевский мечтатель» Ленин мечтал построить рай на земле и во имя этого несуществующего рая погубил множество людей. Первым мечтателем стал дьявол. Он мечтал отнять у Бога сотворенный Им мир. Что же из этого вышло? Мечта – это несогласие с Богом, бунт против Него или уход от реальности Божия мира в маленький мирок собственных грез – в мир, которого на самом деле нет. Мечтатель или старается Божий мир переделать по- своему – так, чтобы он соответствовал его мечте, – или просто сидит сложа руки, ничуть не заботясь ни о других людях, ни о своем собственном спасении. Кто-то, может быть, возразит: «А разве нельзя мечтать о чем- нибудь хорошем? Например, о том, чтобы стать хорошим христианином и спасти свою душу?» Мечтать об этом бессмысленно. Христианство – это реальная жизнь, и спасение – не мечта. Надо молиться Богу и трудиться во имя своего спасения. Надо искать воли Божией, а не своей, потому что Бог желает нам блага, а мы сами, к сожалению, часто причиняем себе зло. ВОПРОСЫ в помощь кающемуся Это список вопросов, которые человек, готовящийся к исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаясь обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду. Кто хочет очиститься от греха и начать новую жизнь, тот пусть тщательно исследует свою душу и постарается выявить все язвы, болячки и царапины. Это нужно для того, чтобы на исповеди вы могли указать на них Целителю Богу. Будьте внимательны, чтобы вам не отойти, не получив исцеления. – Веруешь ли ты в Бога? – Любишь ли ты Бога всем сердцем? – Молишься ли ты Богу каждый день? – Не отрекался ли от Бога? – Не отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам и т. д.? – Не хулишь ли Бога? – Заботишься ли о спасении своей души? – Носишь ли крест на груди? – Ходишь ли в церковь в воскресные дни и праздники? – Причащаешься ли Святых Христовых Тайн? – Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т. д.? – Читаешь ли Евангелие? – Соблюдаешь ли посты? – Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви? – Не нарушаешь ли данных тобой обетов? – Относишься ли с благоговением к святыням? – Не поминаешь ли имени Божия напрасно: в пустых речах, шутках, божбе? – Любишь ли ближнего как самого себя? – Не осуждаешь ли других людей? – Помогаешь ли ближнему? – Посещаешь ли больных? – Подаешь ли милостыню? – Не делаешь ли добрых дел напоказ? – Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености? – Почитаешь ли старших, родителей, учителей? – Жена, слушаешься ли ты своего мужа? – Муж, не обижаешь ли ты свою жену? – Не имеешь ли с кем-то вражды? – Не раздражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, не обижаешь ли шутками? – Не обижаешь ли кого-нибудь? – Не проклинаешь ли детей, близких? – Не гневаешься ли? – Не обижаешься ли? – Не раздражаешься ли? – Не воздаешь ли злом за зло? – Не упрекаешь ли кого-либо? – Не издеваешься ли над слабым и беспомощным? – Любишь ли врагов своих? – Прощаешь ли ближнему грехи? – Молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло? – Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли их в храм к исповеди и Причастию; учишь ли их молиться, учишь ли их Закону Божию, читаешь ли с ними Евангелие? – Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях – живых и усопших? – Не живешь ли с кем-то без брака? – Не изменяешь ли мужу (жене)? – Не делаешь ли абортов? – Не даешь ли советов сделать аборт? – Не участвуешь ли в иных телесных извращениях? – Не читаешь ли непристойную литературу,не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т. п.? – Не поешь ли непристойных песен? – Не сквернословишь ли? – Не рассказываешь ли непристойных анекдотов? – Не участвуешь ли в непристойных танцах? – Не обольщаешь ли кого-либо нескромным поведением и одеждой? – Не пьянствуешь ли? – Не куришь ли? – Не употребляешь ли наркотиков и т. п. средств? – Не имеешь ли иных вредных привычек? – Не играешь ли в карты и иные азартные игры? – Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом? – Не веришь ли в приметы? – Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны? – Не занимаешься ли сам каким-нибудь колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорным лечением и т. п.? – Не гордишься ли? – Не тщеславишься ли? – Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями? – Не завидуешь ли? – Не крадешь ли? – Не берешь ли казенного? – Не лжешь ли? – Не лжесвидетельствуешь ли? – Не лицемеришь ли? – Не ленишься ли? – Исполняешь ли свою работу добросовестно? – Не мечтаешь ли попусту? – Не читаешь ли пустых книжек? – Не тратишь ли зря время свое и чужое? – Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию? – Не имеешь ли пристрастия к роскоши, вещам? – Не имеешь ли пристрастия к деньгам? – Не объедаешься ли? – Не празднословишь ли? – Не убиваешь ли напрасно животных? – Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь посылает тебе за грехи и для твоего исправления? – Не ропщешь ли на Бога?

"МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА" СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА